КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

Чирков
Home История кафедры Состав кафедры Лабораторная база Научная работа Учебная работа Студенту

Home Up

Чирков Александр Александрович, доктор технических наук, профессор кафедры «Тракторостроение и двигатели внутреннего сгорания» (1964–1979 гг.)

 

Александр Александрович Чирков родился 6 июня 1906 года в деревне Ладушкино Звенигородского уезда Московской губернии в имении своего деда, Василия Васильевича Чиркова, профессора Киевского, а потом  и Московского университетов.  Василий Васильевич, будучи ассистентом известнейшего доктора Захарьина, в 1886 году спас жизнь  Л.Н. Толстому по свидетельству его сына, Сергея Львовича.

Его отец, Александр Васильевич, был железнодорожным инженером, а мать, Варвара Антоновна, была домашней учительницей.

Окончив в 1925 году железнодорожный техникум, А.А. Чирков поступил на Московско–Казанскую железную дорогу, где проработал четыре года помощником машиниста, став машинистом паровоза в возрасте 20 лет.

Одновременно он учился в МВТУ им. Н.Э. Баумана, который закончил в 1930 году по специальности «Паровозостроение». Будучи студентом, А.А. Чирков опубликовал три первые научные статьи (1928 г.), а по его дипломной работе вышла статья «Турбовозы» в 24 томе Технической энциклопедии (1933 г.). Своими учителями он считал профессора Л.К. Рамзина и академика С.П. Сыромятникова.

По окончании МВТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Чиркову предлагали остаться работать при многих кафедрах, но он предпочел уехать на Коломенский машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева, который всегда называл своим вторым вузом. Оттуда, после годичной работы в цехе, его направили в ОГК, в котором он проработал до 1938 года конструктором, руководителем группы, а затем сектора, участвуя в проектировании и постройке новых паровозов, тепловозов и спецмашин. Здесь в полной мере проявились его организаторский и инженерный таланты, способствующие становлению отечественной промышленности и транспорта.

В 1935 году Александр Александрович начал по совместительству педагогическую работу в МВТУ им. Н.Э. Баумана и Московском электромеханическом институте транспорта (МЭМИИТ), руководя дипломным проектированием студентов-механиков, а в 1938 году полностью перешел в МЭМИИТ в качестве ассистента. В период работы на Коломенском заводе А.А. Чирков подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Практическая методика расчета паровоздушных радиаторов» и, не поступая в аспирантуру, уже в конце 1938 года успешно ее защитил.

    В 1941 году А.А. Чирков возвращается на Коломенский завод. В годы Великой Отечественной войны, находясь с заводом в эвакуации, все свои силы, опыт и знания он отдает делу создания боевой техники, работая в оборонной промышленности заместителем главного конструктора по танкостроению. Своего четырнадцатилетнего сына Михаила он устраивает токарем в инструментальный цех. В 1944 году А.А. Чиркова переводят в освобожденный от немцев Мариуполь для заведования в металлургическом институте кафедрой «Энергетика».

После войны (в 1945 г.) А.А. Чирков возвращается в Москву (в МЭМИИТ) и там, заведуя кафедрой «Локомотивы», заканчивает за два года докторскую диссертацию на тему «Высокотемпературное охлаждение танковых и тепловозных двигателей», которую начал во время войны, работая на заводе. Защита состоялась в МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1948 году. В этой работе Александр Александрович впервые объяснил особое явление, обнаруженное и названное им «заторможенным кипением», которое резко отличает процесс теплоотдачи в гильзах и головках двигателей от обычного конвективного теплообмена. Тогда же им был разработан способ интенсификации охлаждения рабочих органов дизелей, который только в 1967 году был реализован в судовых дизелях западно-германской фирмой МАН.

    Позднее профессором  А.А. Чирковым были сформулированы общие принципиальные положения о теплопередаче в двигателях. В отличие от зарубежных ученых, А.А. Чирков указал на исключительное значение радиационного теплообмена, справедливость чего была впоследствии подтверждена экспериментально советскими и зарубежными исследователями. На эти работы А. А. Чиркова имеется много ссылок в иностранных источниках. Цикл работ по эжекции, выполненных под руководством проф. А.А. Чиркова его учениками, представляет ценный вклад в теорию этого интереснейшего процесса.

    Дальнейшая педагогическая и научно  исследовательская деятельность А. А. Чиркова связана с вузами Ростова – на – Дону, Горького и Ярославля, где он заведовал кафедрами. В 1964 году А. А. Чирков переезжает в Волгоград и начинает работать в Волгоградском политехническом институте. В этом же году он избирается профессором кафедры «Тракторостроение и двигатели внутреннего сгорания».

За сорок лет своей научно – педагогической работы А.А. Чирковым было выпущено несколько сот инженеров-транспортников и машиностроителей, из которых многие стали видными руководителями промышленности и транспорта, научными работниками.

За эти годы Александр Александрович опубликовал более восьмидесяти статей, книг, монографий и вузовских учебников, один из которых был переведен на румынский и китайский языки, а другой получил высокую оценку в зарубежной печати.

    Работы Александра Александровича посвящались многим вопросам транспортного машиностроения, но главным образом, проблемам теплотехнического характера. Эти труды охватывают широкий круг вопросов теплопередачи, рационального конструирования теплообменных аппаратов, теплонапряженности и экономической эффективности двигателей внутреннего сгорания и паровых машин, исследование энергетических схем транспортных силовых установок и т. д. Среди наиболее значимых можно отметить следующие:

Паровоз Феликс Дзержинский/ С.П. Сыромятников, А.А. Чирков и др./ Под ред. С.П. Сыромятникова, А.А. Чиркова.– М.: Редбюро локомотивопроекта, 1934.– 946 с.

А.В. Сломянский, А.А. Чирков Проектирование паровозов.– М.: Редбюро локомотивопроекта, 1940.– 413 с.

Чирков А.А. Об уровне научных исследований теплопередачи в двигателях внутреннего сгорания.– Изв. вузов СССР. Машиностроение.– 1963.– №7.– С.6–12.

Чирков А.А. Перспективность комбинированных двигателей при термоизоляции поршней, уменьшении избытка воздуха и высоком наддуве.– Изв. вузов СССР. Машиностроение.– 1970.– №5.– С.3–6.

За пять лет работы в ВПИ профессор А.А. Чирков составил серьезный научный обзор зарубежного дизелестроения за 10 лет. Свои лекции по прикладной газодинамике и газовым турбинам, оформленные в виде ряда тематических выпусков, а также контрольные задания по этому сложному курсу Александр Александрович ежегодно обновлял и развивал в методическом плане.

   

Профессор А.А. Чирков активно занимался подготовкой научно–педагогических кадров; им выпущено более 20 кандидатов наук, многие из которых стали докторами наук.  Учениками проф. А.А. Чиркова являются доценты А.А. Ющенко, В.И. Липилин, Н.М. Зотов, В.В. Евдокимов, А.П. Семерня.

 

В последний год жизни по совету писательницы И.Грековой (Е.С. Вентцель) он работал над двумя циклами очерков «Мелочи профессорской жизни» и «Встречи с учеными»; второй из них посвящен в основном теплотехникам: П.А. Гурскому, Н.И. Белоконь, В.В. Уварову, Л.К. Рамзину и др. Одновременно писал мемуары (архиве его жены Е.К. Чирковой, Волгоград).

12 октября 1979 года А.А. Чирков скончался. Не стало видного ученого–теплотехника, подлинного русского интеллигента, но светлая память о нем навсегда останется в сердцах его учеников и коллег.

За многолетний честный и преданный труд на благо Родины А.А. Чирков был награжден знаком «Отличник Социалистического соревнования 1944 года», медалями «За доблестный труд в ВОВ», «За трудовую доблесть», «Тридцатилетие Победы».

По вопросам, касающимся содержания сайта, обращаться atd304@vstu.ru.
КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"
Дата последнего обновления: 12 ноября 2009 г.