КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

Куликов
Home История кафедры Состав кафедры Лабораторная база Научная работа Учебная работа Студенту

Home Up

 

Куликов Николай Константинович

доктор технических наук, профессор кафедры «Тракторостроение и двигатели внутреннего сгорания» (1955–1960 гг.)

 

Куликов Николай Константинович родился 9 мая 1917 года в г. Москва. Происхождение – из рабочих. В 1934 г. окончил девять классов средней школы. Затем поступил работать слесарем на завод «Арматура» (1935-1936 гг.), а с 1936–1937 гг. – слесарь завода № 132 г. Москвы. Одновременно в 1937–1938 гг. учился в десятом классе школы взрослых, которую окончил в 1938 г. В том же году поступил в московское ордена Трудового Красного Знамени Высшее Техническое Училище им. Баумана, которое закончил в 1944 г., став инженером–механиком по специальности «Гусеничные машины».

В 1939–1941 гг., одновременно с учебой в МВТУ им. Баумана, учился на заочном механико–математическом факультете МГУ им. Ломоносова (в связи с началом Великой Отечественной войны окончил  два курса). Во время войны (1941–1945 гг.), будучи студентом, был на трудфронте, а затем – в эвакуации совместно с МВТУ им. Баумана в г. Ижевске.

После окончания МВТУ им. Баумана Куликов Н. К. направлен на Кировский завод г. Ленинграда, где занимал должность старшего инженера (1944–1945 гг.). В начале 1945 г. поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института им. Калинина. В конце 1945 г. переехал на жительство в Москву и поступил на работу старшим инженером в Научно–исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ); одновременно поступил в аспирантуру НАМИ. За время работы в НАМИ (до сентября 1955 г.) был старшим инженером, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, занимал должности заведующего лабораторией автоматических трансмиссий и руководителя лабораторией физико–механических проблем автомобильной техники.

В 1947 г. окончил аспирантуру НАМИ и успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теория клиновых механизмов свободного хода». В 1949 г. получил ученое звание старшего научного сотрудника. В декабре 1952 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория динамики и экономики автомобиля в процессе разгона». В июне 1955 г. утвержден в ученой степени доктора технических наук.

С мая 1955 г. работал по совместительству во ВНИИ стройдормаше, где под его руководством разрабатывался проект гидротрансформатора для экскаватора с двигателем Д–54.

Доктор технических наук, профессор Куликов Николай Константинович в сентябре 1955 г. поступил на работу в Сталинградский механический институт (СМИ) в качестве заведующего кафедрой «Тракторостроение» (по конкурсу от 24 сентября 1955 г.). С первого сентября 1956 года назначен заведующим кафедрой «Тракторостроение и двигатели внутреннего сгорания».

За время работы профессора Куликова Н.К. в стенах СМИ кафедра, руководимая им, улучшила учебно – воспитательную, методическую и научную работу. В теоретических и расчетных курсах больше стали освещаться вопросы новой техники, было введено реальное дипломное проектирование.

В курсах, читаемых профессором Куликовым («Теория трактора», «Теория и конструкция автомобиля», «Гидропередачи»), всегда излагался новый теоретический материал. Лекции профессора имели глубокий научный характер.

Николай Константинович помог поднять уровень научной работы в институте. Профессор Куликов Н.К. непосредственно возглавлял выполнение комплексных научно – исследовательских работ (с Липецким тракторным заводом, Научным тракторным институтом).

Занимая должность заведующего кафедрой, Николай Константинович выступал с докладами на научных конференциях института, на семинарах машиностроительного факультета, на Сталинградском тракторном заводе, на других всесоюзных конференциях; им сдано в «Сборник трудов СМИ» несколько научных статей и выпущено несколько отчетов по выполненным научно – исследовательским работам.

Активное участие профессор Куликов принимал в подготовке научно –педагогических кадров. Под его руководством были защищены две кандидатские диссертации. За время работы профессора в Сталинградском механическом институте он подготовил к защите пятерых аспирантов. Успешно привлекал к научно – исследовательской работе   студентов старших курсов.

 Научные интересы профессора Куликова Н.К. были разнообразны: он имел труды в области автомобильной техники, механики, гидравлики, математики. Среди основных публикаций того времени можно выделить следующие:

1. Элементы теории и расчета автомобильных и гидростатических передач. – Технический отчет НАМИ – № 83, 1950.

2. Пути повышения экономических и динамических свойств автомобиля. – НАМИ. Четвертая научная сессия, 1951.

3. Расчет одноступенчатого гидротрансформатора на режиме наибольшего коэффициента трансформации. Доклад на совещании конструкторов автомобильной промышленности по автоматическим передачам. – Минавтопром. – НАМИ, февраль 1954.

4. Использование свойств фазовой плоскости для решения дифференциальных уравнений. – Технический отчет НАМИ – № 3482, 1946.

5. Динамика и экономика автомобиля с гидродинамической передачей в процессе разгона. – Технический отчет НАМИ – № 5045, 1951.

По вопросам, касающимся содержания сайта, обращаться atd304@vstu.ru.
КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"
Дата последнего обновления: 12 ноября 2009 г.