КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

Вибе
Home История кафедры Состав кафедры Лабораторная база Научная работа Учебная работа Студенту

Home Up

ВИБЕ

Иван Иванович

доцент (позднее – профессор) кафедры «Автотракторные двигатели»

(1938–1941 гг.)

 

    Вибе начал свою трудовую деятельность на запорожском заводе «Коммунар», где работал литейщиком, токарем, чертежником. Одновременно учился и в 1929 г. окончил Запорожский машиностроительный институт.

По окончании аспирантуры при кафедре авиационных двигателей в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретическое исследование рабочего процесса бескомпрессорного дизеля» и где остался на преподавательской работе.

В конце 1938 г. доцент Вибе (позже–профессор) направляется в Сталинградский механический институт, в котором до осени 1941 г. заведует кафедрой спецдвигателей (танковые двигатели).

Известна судьба российских немцев в годы войны. Они были высланы на Урал, в Сибирь, Казахстан. Многие попали в трудовую армию в положении заключенных. Первой военной осенью Вибе находился в Восточном Казахстане, в трудовой армии. Были учтены его знания, и всю войну, и несколько послевоенных лет он работает механиком, главным механиком на рудодобывающих предприятиях и шахтах Кузбасса, где тогда работало немало трудармейцев. Но и в этих тяжелых условиях порой круглосуточной работы он выкраивает время и возможность для анализа и обработки опубликованных в доступных технических источниках материалов по исследованиям процессов (прежде всего процесса сгорания) в двигателях.

После войны российских немцев постепенно реабилитируют в гражданских правах, и Вибе снова работает в высшей школе уже на Урале: в Свердловском горном институте – (доцент кафедры теплотехники), Свердловском  сельскохозяйственном институте – (доцент, заведующий кафедрой «Тракторы и автомобили»).

В 1962 г. Вибе переходит на работу в Челябинский политехнический институт на кафедру «Двигатели внутреннего сгорания». Ему шестьдесят лет, он полон энергии. В это время выходит монография Вибе «Новое о рабочем цикле двигателей», в которой наиболее полно отражены результаты его научной деятельности. На следующий год проходит защита докторской диссертации на тему «Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя». В ЧПИ Вибе работает в течение семи лет: сначала работал доцентом, затем – профессором и некоторое время заведующим кафедрой.

Научные труды Вибе получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. Предложенный им закон выгорания топлива, получивший в технической литературе название «Закона сгорания Вибе», статистически точно отображает особенности выделения и сообщения рабочему телу теплоты в двигателях. Закон описывается относительно простым уравнением, которое содержит два важных параметра: продолжительность сгорания (количественная характеристика процесса) и показатель характера сгорания (качественная характеристика развития процесса во времени).

Практическое значение закона Вибе состоит в выводе уравнений выгорания топлива и создании на его базе метода теплового расчета, с помощью чего становится возможным уже на стадии проектирования двигателей расчетным путем, учитывая способ смесеобразования, тип камеры сгорания, степень наддува и другие факторы, выявить показатели процесса сгорания, рабочего цикла и другие технико–экономические характеристики проектируемых компоновок. Если полученные показатели не удовлетворяют разработчика, то еще на стадии проектирования могут быть предложены меры по их улучшению.

Относительная простота и универсальность методов теплового расчета и анализа рабочего цикла, разработанных и совершенствуемых на базе теории И.И. Вибе, предопределили применение их не только в научной работе, но и в учебном процессе.

Профессор Вибе был одним из первых в стране ученых, кто применил ЭВМ для исследования рабочего цикла двигателей. Его первые расчеты с использованием ЭВМ «Урал» проводились в Уральском государственном университете в 1960–1962 гг., т.е. на самой ранней стадии внедрения таких вычислительных средств в практику научно–исследовательских работ.

Несмотря на непродолжительное время работы на кафедре «ДВС» УГУ он оставил глубокий след в памяти тех, с кем вместе работал. Под началом Вибе на кафедре впервые была открыта аспирантура. Его первыми аспирантами стали: М.Ф. Фарафонтов, Б.А. Шароглазов, А.П. Ставров, Д.В. Мамин, А.Н. Лаврик, Е.А. Лазарев, В.Н. Бунов. Все они стали известными учеными в двигателестроении. Заботами Вибе постепенно создавался научный коллектив, формировалась научная школа молодых исследователей процессов в ДВС. Под его руководством были начаты работы по совершенствованию методов расчета и анализа рабочего цикла двигателей нетрадиционных схем; выполнен цикл НИР по применению газовых конденсатов в качестве топлива для двигателей. Трудолюбие Вибе стало примером для его учеников и товарищей по работе. И это достаточно быстро обеспечило  получение заметных положительных результатов: все его аспиранты и многие из товарищей по работе вскоре защитили кандидатские, а затем и докторские диссертации.

Научное наследие Вибе не только не утрачено, результаты научно–исследовательской деятельности по–прежнему остаются актуальными и востребованными сегодня.

Наград не имел.

Основные публикации:

Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей.– М.–Свердловск: Машгиз, 1962.– 182 с.

Вибе И.И. Скорость сгорания и рабочий цикл ДВС.– Берлин: Техническое издание, 1970 (Иностр. изд.)

Определение энтропии рабочего тела с учетом кинетики сгорания в двигателе/ Вибе И.И., Шароглазов Б.А.// Сб. научн. тр. Всесоюзной научно–технической конференции по термодинамике. Секция. Новые теплотехнические и холодильные схемы и циклы.– Л., 1969

Связь между углом опережения воспламенения и кинетикой процесса сгорания в двигателях/ Вибе И.И.// Сб. научн. тр. Применение математических машин при конструировании и исследовании автомобилей и двигателей. т.11.– Минск, 1966

Вибе И.И. Фарафонтов М.М. Электронные методы анализа рабочих процессов в ДВС.– Берлин: Автомобилестроение, №10, 1967 (Иностр. изд.)

По вопросам, касающимся содержания сайта, обращаться atd304@vstu.ru.
КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"
Дата последнего обновления: 12 ноября 2009 г.