КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

Григорьев Е.А.
Home История кафедры Состав кафедры Лабораторная база Научная работа Учебная работа Студенту

Home Up

 

Григорьев Евгений Александрович

Григорьев

Евгений

Александрович

 

Доктор технических наук,

профессор.

Тел: (8442) 24-81-60

 

Биография

Родился 22 февраля 1922 года в г. Фролово Волгоградской области.

Отец, Александр Алексеевич (1887 - 1943), работал слесарем на Волгоградском тракторном заводе. Мать, Прасковья Феоктистовна (дев. Артемова, 1899 - 1989), работала лаборанткой на кафедре химии СМИ.

В 1939 г. Е.А. Григорьев окончил с отличием ср. школу №17 Сталинграда и в этом же году поступил в Сталинградский механический институт. С началом Великой Отечественной войны Е.А. Григорьев добровольцем ушел на фронт. Служил автоматчиком, а затем адъютантом командира полка, был ранен. Возвратившись с фронта, продолжил обучение в Сталинградском механическом институте, который окончил с отличием в 1946 г., получив квалификацию инженера-механика, был оставлен на кафедре "Двигатели внутреннего сгорания". Работал в должности ассистента, затем старшего преподавателя.

В 1953 г. Е.А. Григорьев после окончания аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование карбюраторного двигателя, работающего по циклу с продолженным расширением". В 1960 г. Е.А. Григорьев был избран заведующим кафедрой "Тракторостроение и ДВС", а после её разделения в 1984 г. возглавил кафедру "Автотракторные двигатели". В 1977 г. защищает докторскую диссертацию на тему "Периодические и случайные возмущающие силы и колебания автомобильных и тракторных двигателей", а затем ему было присвоено учёное звание профессора.

На базе исследований, выполненных Е.А. Григорьевым, на кафедре сформировалось научное направление по исследованию колебаний, вибраций и шумов двигателей и тракторов. Под его руководством выполнялись хоздоговорные и госбюджетные НИР для тракторных и моторных заводов - ВгТЗ, ВТЗ, ЛТЗ, ВгМЗ. Результаты исследований по уменьшению вибраций и шума гусеничного трактора ДТ-75 и колёсного Т-40 были использованы Волгоградским и Липецким тракторными заводами. На Волгоградском моторном заводе внедрены результаты исследований, выполненных под руководством Е.А. Григорьева и направленных на повышение надёжности и эффективности тракторного дизеля 8ЧВН 15/16.

Работы Е.А. Григорьева по исследованию колебаний легли в основу его докторской диссертации. Результаты этих и других его исследований обобщены в монографии "Статистическая динамика поршневых двигателей" (1978), получившей признание научной общественности страны. Разработанная Е.А. Григорьевым теория статистической динамики двигателя позволяет оценивать действующие силы и уравновешенность двигателя с учётом отклонений геометрических параметров и масс деталей кривошипно-шатунного механизма, имеющих место в серийном и массовом производстве. Кроме того, им разработан метод расчёта спектральной плотности сил и колебаний, позволяющий оценивать динамические характеристики с учётом работы двигателя на разных режимах и длительности этих режимов, что отражает реальные условия эксплуатации.

Под руководством профессора Е.А. Григорьева были выполнены исследования в области крутильных колебаний коленчатого вала. Им даны обобщённые расчётные схемы и математические модели колебательных систем с учётом демпферов крутильных колебаний, что позволило получить более точные результаты и оптимизировать параметры демпфера. В области динамики механизма газораспределения разработан ряд обобщённых математических моделей и методов, являющихся дальнейшим развитием теории в этой области. Е.А. Григорьевым был предложен новый численный метод пошагового формирования характеристик газораспределения на основе дифференциального подхода, позволяющий максимизировать время-сечение клапанов при ограничениях на параметры надёжности.

Руководимая Е.А. Григорьевым кафедра "Автотракторные двигатели" являлась головной по научному направлению "Кинематика и динамика двигателей" в системе общего и профессионального образования России. По данному направлению им создана авторитетная научная школа. В 1984 г. кафедрой "Автотракторные двигатели" был проведён всесоюзный симпозиум, а в 1985 г. - всесоюзная научная конференция, по материалам которой выпущен тематический номер журнала "Двигателестроение".

Много внимания Е.А. Григорьев уделял совершенствованию материальной базы кафедры. Под его руководством создана лаборатория испытаний двигателей, оснащённая современным стендовым оборудованием и аппаратурой, в том числе измерительно-вычислительным комплексом. Организаторские и деловые качества Е.А. Григорьева способствовали созданию сплочённого и работоспособного коллектива кафедры. На протяжении многих лет он являлся членом комиссии по двигателям внутреннего сгорания при Минвузе СССР, членом межотраслевого координационного совета, членом кандидатских и докторских диссертационных советов, учёного совета университета. В 1991 г. ему было присвоено почётное звание "Заслуженный деятель науки и техники РФ".

По результатам научных исследований им опубликовано более 100 печатных работ, а также получено свыше десятка авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Свою научную деятельность Е.А. Григорьев успешно сочетает с преподавательской и методической работой. Он известен как высококвалифицированный лектор, автор ряда методических руководств и учебных пособий по лекционным курсам, лабораторным практикумам, курсовому и дипломному проектированию.

Е.А. Григорьев активно занимается подготовкой научно-педагогических кадров. Под его руководством выполнили и успешно защитили кандидатские диссертации 18 аспирантов и соискателей (в том числе иностранных), защищена 1 докторская диссертация. Выпускники научной школы Е.А. Григорьева успешно работают в вузах, академических учреждениях и на промышленных предприятиях.

Награды: ордена: "Ленина", "Дружбы народов", "Знак почета", "Отечественной войны I степени", медали "За отвагу", "За оборону Сталинграда".

Жена, Муза Николаевна, (дев. Бабушкина, р. 1923), окончила Сталинградский механический институт, работала преподавателем начертательной геометрии и черчения в Сталинградском механическом техникуме. Их дети: Ирина (р. 1949), закончила ВПИ, работает инженером-программистом в ВЦ ВолгГТУ и Ольга (р. 1954), закончила ЛГУ, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики ВолгГТУ.

 

Основные научные работы

  • Григорьев, Е.А. Спектральная плотность сил инерции двигателя / Е.А. Григорьев // Изв. вузов. Машиностроение. - 1974. - №2. - С.106 - 109.

  • Григорьев, Е.А. Статистическая динамика поршневых двигателей: монография / Е.А. Григорьев. - М.: Машиностроение, 1978. - 104 с.

  • Григорьев, Е.А. Оптимизация профилей кулачков механизма газораспределения ДВС / Е.А. Григорьев, А.В. Васильев, А.М. Ларцев // Двигателестроение. - 1990. - № 1. - C. 13 - 15.

  • Григорьев, Е.А. Метод определения спектральных плотностей момента от сил давления газов двигателя / Е.А. Григорьев // Двигателестроение.- 1986. - №5. - С.23 - 24.

  • Григорьев, Е.А. Математическое моделирование динамики механизма газораспределения ДВС / Е.А. Григорьев, А.В. Васильев // Двигателестроение. - 1991.- № 12. - C.7-9.

  • Васильев, А.В. Профилирование кулачков газораспределения ДВС с улучшенными гидродинамическими условиями смазки / А.В. Васильев, Е.А. Григорьев // Двигателестроение. - 1999. - № 1. - С. 25 - 28.

  • Васильев, А.В. Численный метод профилирования кулачков / А.В. Васильев, Е.А. Григорьев // Автомобильная промышленность. - 1999. - № 11. - С. 22 - 25.

  • Васильев, А.В. Повышение эффективности дизеля совершенствованием газораспределения / А.В. Васильев, Е.А. Григорьев, Е.А. Дивинский // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2000. - № 6. - С. 20 - 22.

  • Григорьев, Е.А. Периодические и случайные силы, действующие в поршневом двигателе: монография / Е.А. Григорьев. - М.: Машиностроение, 2002. - 270 с.

  • Григорьев, Е.А. Влияние числа и расположения цилиндров и кривошипов на уравновешенность и массогабаритные показатели двигателей / Е.А. Григорьев, А.В. Васильев, К.О. Долгов // Двигателестроение. - 2004. - №3. - С.9 - 12.

 

Научные направления

  1. Кинематика и динамика двигателей и их систем.
  2. Шум и вибрации двигателей и тракторов.
  3. Крутильные колебания.
  4. Статистическая динамика.
 

Публикации

Всего опубликовано около 150 научных работ, в том числе следующие:

  • Спектральная плотность сил инерции двигателя // Известия Вузов. Машиностроение - 1974. -№ 2.

  • Экспериментальное определение динамических характеристик колебательной системы автомобильных и тракторных двигателей // Автомобильная промышленность. - 1974. - № 2.

  • Математическое моделирование колебаний двигателя при случайных возмущениях и жёсткости подвески // Двигателестроение. - 1982. - № 4.

  • Статистическая динамика поршневых двигателей. - М. : Машиностроение, 1978. - 104 с.

 

Изобретения

Получено свыше десяти авторских свидетельств и патентов.

На Волгоградском тракторном заводе внедрена виброакустическая лаборатория для испытания кабин трактора на надёжность и комфортабельность. На Волгоградском моторном заводе внедрены результаты комплексных исследований, направленных на повышение эффективности и надёжности дизеля 8ЧВН15/16.

 

Подготовлено восемнадцать кандидатов технических наук и один доктор технических наук.

По вопросам, касающимся содержания сайта, обращаться atd304@vstu.ru.
КАФЕДРА "АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ"
Дата последнего обновления: 12 ноября 2009 г.